Добрые соседи. Майкоп-столица Республики Адыгея.

Тема: Добрые соседи. Майкоп-столица Республики Адыгея.

Цель: познакомить учащихся с географическим положением, символикой, национальной одеждой Республики Адыгеи.

Личностные результаты: формирование интереса к прошлому народа, развивать познавательный интерес к родному краю; воспитание толерантности, патриотизма.

Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера; овладение навыками смыслового чтения текста; овладение логическими действиями сравнения и анализа; умение работать в группе.

Предметные результаты: развитие умения ориентироваться по карте, работать с текстом; показывать на карте Республику Адыгея и её столицу, оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов».

Материально — техническое обеспечение:

Книгопечатная продукция: учебник «Кубановедение» 3 класс М. А. Мирук, Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Добрые соседи», физическая карта Краснодарского края и Республики Адыгея, символы Краснодарского края, раздаточный материал по теме урока.

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

 

Ход урока

 Орг. момент

Актуализация опорных знаний

Как называется край, в котором с вами живём?

Назовите его административный центр.

— На прошлом уроке речь шла о символах Краснодарского крае.

Какие символы края вы знаете?

— Какие правила необходимо соблюдать во время исполнения гимна?

-А сейчас вспомним и прослушаем гимн.

Звучит гимн 57 секунд

Что ещё является символом Краснодарского края?

Что обозначает триколор на флаге Краснодарского края?

(Малиновая полоса символизирует запорожских казаков, а синяя –донских. Зелёный цвет на флаге символизирует богатство и плодородие кубанской земли.)

Соберём наш флаг из разноцветных полосок.

И 3 символ –это……(герб)

— Что символизируют открытые ворота, изображённые на гербе Краснодарского края (символ гостеприимства ,соседства, миролюбия).

Какие вы молодцы!

 

Самоопределение к учебной деятельности

Кого мы называем соседом?(тех, кто находится рядом: со-сед вместе с кем- то осевший, сидящий)

Какие отношения могут быть между соседями?( могут дружить, а могут и враждовать).

Приведите примеры соседства ( сосед по парте, по квартире, дому).

У нашего края тоже есть соседи и один из них-это Республика Адыгея.

Если территория Адыгеи граничит с территорией Краснодарского края, значит, мы по отношению друг к другу являемся… (соседями)

-Попробуйте сформулировать тему урока

Сегодня мы узнаем где расположена Адыгея, ее столицу, символы

— Давайте совершим небольшое путешествие в республику Адыгею.

 

Работа над новым материалом

До 1991 года Республика Адыгея входила в состав Краснодарского края, а затем стала Автономной республикой.

Народ, который проживает в Адыгее называет себя «адыгэ».  А мы этот народ называем черкесами.

Давайте посмотрим на карту (физическая карта)
Это карта Краснодарского края.

Покажите границы края.

 

Слайд с политической картой

А на этой карте  видно, что у Краснодарского края много соседей.(показываю )

Обратите внимание, что Республика  Адыгея расположена внутри Краснодарского края.

Вот ее границы( показываю).

 

Работа с картой

У вас на парте лежит контурная карта.

(показываю слайд)(черно-белый)

Обведите границу Адыгеи на контурной карте.

Какой цвет будете использовать?

Проверка по эталону через камеру.

 

Физкультминутка

 

Продолжение работы над новым материалом

Рассказ учителя

Сейчас мы познакомимся с символикой Республики Адыгея.

Цвет флага – зелёный – символ жизни и вечности. 12 золотых звёзд соответствуют 12 адыгских (черкесских) племён. Три перекрещённые стрелы – обозначают их единство.

(показываю флаг)

Следующий символГерб

(показываю герб)

 В руке всадника — пылающий факел, который богатырь похитил у богов для блага людей. Лучи от этого огня как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками. 12 звезд символизируют 12 адыгских племен.

Полет всадника на коне символизирует полет молодой республики в будущее, к прогрессу. Вверху большая звезда – символ единения и братства жителей Адыгеи. По бокам – колосья пшеницы, початки кукурузы, листья дуба, клёна. Внизу изображён национальный стол –  хлебом и солью, как главная черта народа – гостеприимность.

Адыги очень гостеприимные, для гостей адыги строили специальное помещение – кунацкую, а появление гостя в доме становилось праздником для всего селения.

У республики есть гимн, он  звучит очень красиво.

А теперь прослушаем фрагмент гимна Адыгеи.

Фрагмент адыгейского гимна

 

 

Рассказ учителя про мужской национальный костюм Черчесов.

Как и у любого народа в Адыгее есть свои национальные костюмы как мужские так и женские. Давайте рассмотрим мужской костюм.

К мужской верхней одежде относятся: черкеска, кафтан (бешмет), бурка и башлык. Края черкески украшались узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров. На черкеске, по обеим сторонам груди, пришиты были кожаные гнёзда для зарядов.

Мужские шапки шили из каракуля чёрного, серого и коричневого цветов. Их, как правило, не украшали.

О женской национальной одежде мы поговорим чуть позже.

 

 

Исследовательская деятельность

— А сейчас я предлагаю вам оказаться в роли исследователей, которые окунутся в прошлое и настоящее республики и поделятся своими знаниями со всеми нами.

Работа по группам

1 группа «Историки»

Работа с учебником на с.55

Вам необходимо пользуясь учебником на стр. 55 заполнить пропуски в сведениях, чтобы получился полноценный текст.

Адыгея присоединилась к России в ­­­­­­­­­_________году.

А через ____лет был основан город Майкоп-современная столица Республики Адыгея.

По одно из версий, название городу дало слияние адыгейских слов: мые-­­­___________, къупэ-­­­_______, то есть ­­­­­­__________________.

Один из символов Майкопа-­­­­­________________.

Надпись на постаменте гласит: «­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________».

2 группа «Картографы»

Работа с контурной и физической картой

Отметьте на контурной карте границу Республики Адыгея и её столицу – город Майкоп.; Краснодар — административный центр Краснодарского края.

3 группа «Этнографы»

На столе картинки  национальной одежды. Группе необходимо раскрасить национальный женский костюм по его описанию.

4 группа « Лингвисты»

Вашей группе необходимо составить пословицы про соседство.

С соседями жить                 дружбу водить

Один за всех,                        все за одного

Народы нашей страны             дружбой сильны.

Какая тема объединяет все пословицы?

Почему так важно дружить между собой всем народам?

 

 Реализация построенного проекта

Самостоятельное изучение информации в учебниках, работа с физической и контурной картой Краснодарского края, раздаточным материалом.

 

Первичное закрепление

А сейчас послушаем выступление каждой группы.

Каждая группа знакомит класс со своими исследованиями.

 

Документ –камера. Проверка по эталону

Молодцы!

 

Рефлексия

Мы сегодня на уроке хорошо поработали. Наши знания, полученные сегодня понадобятся при изучении нового материала. В завершении предлагаю 4 вопроса, каждой группе по одному на выбор.

Группы выбирают один из конвертов, в котором находится  один из вопросов.

1.Сколько звезд на флаге Адыгеи? Что они обозначают?

2.Какой город является столицей Республики-Адыгея?

3.Как называется мужская меховая шапка у адыгов?

4.Назовите один из символов Майкопа.

 

Подведение итогов урока

Наш урок подходит к концу.

Что было самым интересным? Где эти знания вам пригодятся?

 

Домашнее задание

Найдите стихотворение про Адыгею + иллюстрацию к нему.