Ваш ребенок пошел в школу

С первым сентября у каждого из нас связаны светлые трогательные воспоминания. Для каждого ребенка поступление в школу большое событие, и за всю свою многолетнюю практику я не встречала дошкольника, который бы не хотел идти в школу. Откуда ребенок еще до поступления в школу знает, что быть школьником хорошо? Конечно же, от нас взрослых.

Такое отношение к школе у большинства детей формируется задолго до того, как они стали учениками. Психологи провели простое исследование: предложили 6-летним дошкольникам разложить по двум коробкам карточки с написанными на них словами: «умный», «глупый», «красивый», «некрасивый», «хороший», «плохой» и т.п. Экспериментатор читал слово, а ребенок клал карточку в ту коробку, к которой она по его мнению подходит. На одной коробке был нарисован играющий ребенок («Это дошкольник», — объяснял экспериментатор), на другой – ребенок, держащий в руке портфель («школьник»). Оказалось, что подавляющее большинство детей отнесли все положительные эпитеты к школьнику, а отрицательные – к дошкольнику. Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа – символ взрослости. А детям так не терпится стать взрослыми!

Таким образом, в 6-7 лет как раз перед поступлением в школу в  развитии ребенка наступает закономерный этап: возросшие интеллектуальные потребности и возможности вступают в противоречие с дошкольными способами их удовлетворения. Ребенок хочет и может узнать мир вокруг него, существующий за рамками детского сада и привычных игрушек. 7 лет – это сензитивный возраст для обучаемости, в этом возрасте ребенок «как губка» впитывает в себя правила поведения, социальные нормы, новый жизненный опыт. Об этом очень важно знать родителям, чтобы не упустить время и не исправлять потом ошибок своего воспитательного воздействия.

И так, ваш ребенок пошел в школу, радостный и довольный новым статусом, взрослой обстановкой, новыми друзьями. Но, к сожалению, такой безоблачный период длиться очень недолго. Оказывается, что в школе он – первоклассник, самый младший из всех школьников, его задевают в коридоре на перемене, он с трудом ориентируется в незнакомом здании, ему трудно высидеть за партой 45 минут без перерыва. И плюс ко всему у него непросто складываются отношения с учительницей и одноклассниками. У вашего ребенка наступил период адаптации к школьному учреждению и ваша задача сделать его как можно менее болезненным.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления человека к условиям окружающей среды, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, представим себе, что человек вошел в темную комнату из светлой  и ничего не видит, но ему не нужно с этим бороться. Через некоторое время его зрение само приспособится к недостатку света, и он опять сможет ориентироваться в  комнате. Отношения в обществе иные, и здесь необходима активность самого человека. Результатом должна стать адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности человека.

Дети далеко не одинаково «вживаются» в новые условия. В ходе исследований выявлено три уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, понимает учебный материал только в том случае, если учитель излагает его подробно и наглядно, самостоятельно решает типовые задачи, домашние задания и поручения выполняет при постоянном контроле взрослого, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий только тогда, когда занят чем-то для него интересным, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, требуется постоянный контроль и помощь со стороны  учителя и родителей, близких друзей не имеет, общается лишь с частью одноклассников.

Для того, чтобы период адаптации к школе у ребенка прошел относительно легко, очень важна семейная доброжелательная и бесконфликтная атмосфера с одной стороны,  а с другой – достаточная готовность ребенка к школе как физическая, так и психологическая.

Конечно, наши мамы и папы вряд ли знали такой термин как «психологическая готовность к школе». Но современная система образования определяется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения и  предъявляет к детям и родителям достаточно высокие  требования. На практике же значительная часть детей не имеет достаточного уровня психического  развития по тем или иным причинам, поэтому наряду с физической готовностью ребенка к школе (соматическому здоровью, достаточной выносливостью, определенной ловкостью, скоростью, моторной координацией) сегодня необходимо уделить внимание психологической готовности вашего ребенка к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе включает в себя три аспекта: личностная готовность, волевая и интеллектуальная.

Личностная готовность – это, прежде всего, формирование у ребенка желания учиться в школе, принятия им новой социальной роли школьника, развитие умений общаться со сверстниками, навыков самоорганизации и самоконтроля.

Родителям следует в беседе с детьми обращать внимание на то, что школа – это не только новый портфель и красивые тетрадки с обложками, намного интереснее то, чем занимаются дети в школе. Они учатся читать, чтобы узнавать много нового из книг и журналов, они учатся писать, чтобы уметь общаться с друзьями в других городах и странах и т.д.  Не старайтесь во всем опекать своего ребенка, гиперопека  в воспитании также вредна, как и вседозволенность. Инфантильные, беспомощные дети часто становятся объектом насмешек со стороны одноклассников, кроме того, если ребенок не умеет сам собрать портфель в школу, он также не успевает подготовиться к уроку на перемене,  пропускает объяснения учителя сам, копаясь в портфеле или под партой, и мешает другим ученикам. Приучайте ребенка слушать не только себя и свои желания, но и обращенные к нему просьбы взрослого и сверстников, адекватно реагировать на замечания учителя. Нередко первоклассник не воспринимает объяснения учителя только потому, что не считает их обращенными к нему лично. В моей практике были случаи, когда я рекомендовала учителю в момент изложения нового материала подходить к ученику и дотрагиваться до его плеча, чтобы таким образом активизировать его внимание.

Волевая готовность – это способность ребенка к определенным волевым усилиям, умение управлять своим поведением и своей умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью.

7-летний ребенок уже может ставить перед собой цель и ее достигать. Конечно, в дошкольном возрасте это успешнее решается через игру. Но теперь у вашего ребенка основной вид деятельности учеба и от игрового решения проблем придется постепенно уходить. Пусть у вашего ребенка появятся какие-либо постоянные обязанности (например, выносить мусор или ходить за хлебом и т.д.). Не  забывайте напоминать о них ребенку, подчеркивать их значимость для вас и обязательно хвалить ребенка за исполнительность. Не перегружайте его целой кучей требований одновременно. В формировании произвольности и организованности детей нужна постепенность и последовательность родителей. Решите для себя, что больше всего мешает вашему первокласснику и больше всего раздражает вас. Может быть то, что он долго одевается в школу, или то что не убирает за собой игрушки, или не любит умываться и т.д. И начинайте с этой проблемы, обращайте внимание только на нее, на все другое пока «закройте глаза». Когда проблема разрешится, настанет время для следующей и т.д. Не допускайте того, чтобы весь день вашего школьника состоял из одних замечаний: «не делай…», «опять у тебя…», «ну ты как всегда…». Такого не выдержит ни один взрослый, не то, что 7-летний ребенок.

Помните, что отличительной чертой волевой регуляции поведения является единство мотивационной и операционной сторон. Если ребенок захочет, он сделает. Надо чтобы захотел! Работайте над воспитанием и формированием мотивов поведения и обучения ребенка.

Интеллектуальная готовность – это не столько объем знаний и умений, как часто думают родители, пытаясь еще до школы научить ребенка читать и писать, сколько определенный уровень развития психических процессов, который позволит ребенку успешно овладевать школьной программой, послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития. Все психические функции ребенка должны пройти свой путь развития. Не стоит их тормозить, как и обгонять время тоже.

Если говорить о речи, то наличие большого словарного запаса у ребенка в наш век телевизоров, радио и телефонов не является показателем достаточного речевого развития. Прислушайтесь, а умеет ли ваш ребенок связно выражать свои мысли, всегда ли внятна и обдуманна его речь? Пусть по дороге домой или вечером он расскажет вам, что с ним происходило за день. Учите его анализировать поступки, обобщать, дифференцировать понятия и делать выводы. Но помните, что прежде чем что-то требовать, надо этому научить. Подумайте, а всегда ли вы проговариваете ребенку свои умозаключения или сразу ставите его перед фактом? Вам пожаловались, что он обидел соседа по парте. Сказать: «дружок, ты не прав» или, что еще хуже: «ты – грубиян»,  — этого не достаточно. Расскажите ему всю цепь ваших нерадостных мыслей по этому поводу, тогда есть вероятность, что в ответ ребенок вам объяснит свой поступок. И это будет ваша маленькая победа. Ведь, если знаешь почему, то все легко исправить.

Если говорить о мышлении, тогда уместно вспомнить, о продуктивной деятельности. Мы с вами всегда видим продукт своего труда: пол помыли – чисто, обед приготовили – вот он на столе. У ребенка первая продуктивная деятельность в его жизни – это рисование,  и далее аппликация, конструирование, и только потом уже результаты учебной деятельности (тетради,  диктанты, сочинения). Значит, если вы хотите в школе получить качественный продукт, не забывайте, что дошкольник должен много и с интересом рисовать, лепить, конструировать из кубиков, палочек,  «лего», «пазлов» и т.д. Как заставить? Начать самому, а ребенок обязательно подключится и продолжит игру. Ведь дети так любят играть со взрослыми.

И еще — никогда не жалейте времени  на общение с ребенком. Его надоедливые «почему?» — основа формирования любознательности и познавательной активности. Всегда поддерживайте в вашем ребенке этот интерес. Поверьте, нет ничего сложнее, чем научить чему-либо школьника, который не хочет учиться, уберечь от ошибок подростка, которому безразличны и вы и все, что вы пытаетесь ему сказать.

Если же вы видите, что все ваши попытки помочь ребенку не имеют успеха, проблемы сохраняются и решить их вам не по силам, обратитесь за консультацией к специалистам нашего Центра.

 

 

Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе. Если согласны с утверждением, то поставьте «+» Если утверждение к вам не относится, то поставьте «-»

  1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
  2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
  3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
  4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
  5. В классе у него много друзей.
  6. Ему мало нравятся учителя в школе.
  7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
  8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
  9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
  10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1/+/,   2/-/,   3/+/,   4/-/,   5/+/,   6/-/,   7/+/,   8/-/,   9/-/,   1 0/+/.

8-10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов — В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям. Основная причина — индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.

Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.

Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Именно поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.