Упражнения для оптимизации взаимодействий учителя с родителями учащегося

«Нейтрализация»
Упражнение «Нейтрализация» направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию и позицию растерянности.
Как показывает наш опыт, вам необходимо будет «продержаться» примерно 10—15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к школе и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как «Успокойтесь», «Я вас слушаю», «Я вас понимаю».

Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнет «остывать», его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

«Равенство»
Наступает время для второй фазы вашей беседы. Теперь вашей задачей является организовать равноправное взаимодействие с родителем. Это означает, что вы должны убедить его в незамедлительном включении в активную деятельность по воспитанию своего ребенка. Как это сделать?

Людям нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения родителя к воспитательному сотрудничеству является подчеркивание его значимости в этом процессе. Покажите родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Так, недисциплинированно ведут себя зачастую активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Низкую успеваемость имеют те, у кого сильно развитые внешкольные интересы, либо те, у которых было плохо организовано обучение.
Когда родитель увидит дружелюбные глаза учителя и почувствует, что тот заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической защите» и проявит готовность к сотрудничеству в воспитательном  процессе.

«Взаимодействие»
Не стремитесь во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Чтобы избегнуть такого плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания.

Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или высказывается условие, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком.
В какой-то степени эти требования обоснованы, но вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. В ряде случаев они искренне хотят этого, но не знают, как конкретно следует начинать правильное воспитание ребенка, считают, что время потеряно и у них ничего не           получится.
Более эффективным действием со стороны учителя является признание права родителей на интересную и содержательную жизнь. Предложите им не отказываться от своих увлечений, а привлечь к ним ребенка.

Ищите варианты. Случается и так, что на беседу с вами приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее.

«Не верьте генетике». Не следует понимать данный совет буквально, к сожалению, учителя часто высказывают следующее мнение: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично вести себя в школе, ведь у него родители… (пьяницы, сидят в тюрьме и т. п.)». Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но следует помнить, что это влияние не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать немало случаев, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок и, наоборот, из «хорошей» — «плохой».

Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика прошла успешно, если вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержать родителей от взаимных упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.