Семья и школа. Каково их взаимодействие?

Главное значение семьи — воспитание детей.

Семья – персональная среда жизни и развитие ребенка, качество которой определяется рядом параметров.Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этане играет семья.

Главными функциями семьи являются:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бытовая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • стимулирующая самостоятельный опыт личности;

Главные задачи семейного воспитания это:

  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности;
  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  • режим семейной жизни;
  • содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родите лей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную  деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

  • информационная,
  • воспитательно-развивающая,
  • формирующая,
  • контролирующая,
  • бытовая.

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умения ми;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микро климата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

 

Что дает педагогу изучение семьи?

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Изучение семьи — дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Педагогу важно соблюдать следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  • Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
  • Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
  • Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, при меняться в комплексе.
  • При изучении семьи школьника педагога прежде всего интересуют следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.
2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении школой.

Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.

Повышение психолого-педагогических знаний:

  • университет педагогических знаний
  • лекции, семинары, практикумы
  • конференции
  • уроки и классные мероприятия
  • индивидуальные консультации
  • творческие группы, группы , группы по интересам ,вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс:
    • родительские собрания;
    • организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела;
    • помощь в укреплении материально-технической базы;
    • родительский патруль
    • индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками

    Участие родителей и общественности в правлении школой:

    • совет школы
    • комитет общественного контроля;
    • классные советы, классные родительские комитеты
    • совет содействия семье и школе

    В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.

    Рассмотрим комплекс методов и форм совместной роботы с родителями, наиболее часто используемых в опыте школ.

    Методы изучения семьи:

    • наблюдение;
    • беседа;
    • тестирование;
    • анкетирование;
    • деловая игра;
    • анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.

    Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также организации педагогического просвещения.

    Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «университета» составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы. конференции для родителей и т.д.

    Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель — воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции — научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

    При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор. задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

    Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

    Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родите лей, концерты художественной самодеятельности.

    Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференций иногда заполняется краткая анкета.

    Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

    Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тре­нировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

    В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

    На практикуме можно предложить родителям следующий тест: «КТО ВЫ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: РОДИТЕЛЬ ИЛИ ПРИЯТЕЛЬ?»

    • 1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?
      а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?
      б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?
      в) обещаете купить для нее портативный телевизор?
      г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?
    • 2. Вы видите в своих детях:
      а) людей, равных себе?
      б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?
      в) маленьких взрослых?
      г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?
    • 3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую при ческу вы носите?
      а) которая больше всего вам подходит?
      б) которая отвечает последней моде?
      в) которая копирует прическу любимой звезды?
      г) которая копирует стиль сына (дочери)?
    • 4. Поговорим о вашем возрасте:
      а) знаю! ли дети, сколько вам лет?
      б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?
      в) скрываете ли вы свой возраст от детей?
      г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?
    • 5. Как вы одеваетесь?
      а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?
      б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это по может установить более тесную связь между вами?
      в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?
      г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?
    • 6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?
      а) посчитаете, что это его личное дело?
      б) станете подшучивать над его женственностью?
      в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодны ми?
      г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?
    • 7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:
      а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
      б) уменьшаете громкость?
      в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
      г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?
    • 8. При споре с детьми вы:
      а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не ста ли отвергать вас вовсе?
      б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?
      в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?
      г) признаете, что они правы, если они действительно правы?
    • 9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:
      а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
      б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
      в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы?
      г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?
    • 10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:
      а) не удивляетесь, потому что они -знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?
      б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
      в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое весе лье?
      г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?
    • 11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?
      а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
      б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?
      в) потому что это может дольше удержать семью вместе?
      г) потому что это для вас естественно?
    • 12. В отношениях со своими детьми вы:
      а) обращаетесь с ними как со взрослыми?
      б) обращаетесь с ними как с маленькими?
      в) стремитесь быть их приятелем?
      г) ведете себя так, как должно родителям?

    Подсчитайте ваши очки:

    • 36-25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно воз растает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.
    • 24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.
    • 13-0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, однако дети вас любят, уважают и — главное — видят в вас любящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.